ДАМБАДАМБА (гол.) — гидротехническое сооружение в виде вала (из земли, камня и бетона); предохраняет берег от затопления или размывания, служит для удержания воды в водохранилище, для прокладки пути над водой и т. п. То же ГАТЬ, ГРЕБЛЯ, ЗАПРУДА, ОПЛОТ, ПЛОТИНА. Работает под напором воды или без напора. Виды дамб
- Напорные дамбы строят для обвалования (защиты от затопления) вдоль каналов, на берегах рек и для сопряжения с берегами гидротехнических сооружений, образующих напорный фронт
- безнапорные дамбы бывают оградительные (ограждающие), струенаправляющие и транспортные.
Материалы для постройки и размеры
Дамбы возводятся из различных местных материалов: из песчаных и суглинистых грунтов, камня, торфа, хвороста, фашин и пр. Поперечное сечение дамбы обвалования, устройство в них (при соответствующих условиях и необходимости) экранов, диафрагм, дренажей, креплений откосов и пр. выполняются так же, как это делается в земляных плотинах — в зависимости от качества основания, материала тела дамбы, величины напора, ответственности сооружения и пр. Гребень дамбы
Гребень дамбы делается обычно шириной не менее 3—4 м, в невысоких дамбах, защищающих берега от затопления паводком,—2—3 м, если по гребню прокладывается дорога (эксплуатационная или общего пользования), его ширина и покрытие назначаются в зависимости от категории дороги. Виды дамб
Затопляемые дамбы обвалования для безопасного перелива воды через их гребень крепятся по всему периметру профиля дамбы. Дамбы обвалования в Голландии и других странах, ограждающие от моря значительные территории, отличаются весьма развитым профилем и мощным креплением, способным противостоять разрушительному воздействию морских волн. Сопрягающие дамбы строятся для примыкания (сопряжения) плотин, зданий ГЭС и других напорных гидротехнических сооружений к берегам; они представляют собой по существу береговые участки земляных плотин небольшой протяженности. Струенаправляющие дамбы, работающие при малом напоре воды или его отсутствии, сооружаются для придания потоку воды заданного режима и направления, например для обеспечения плавного подхода воды к ГЭС, водосливным плотинам, мостам и др., а также при регулировании и выправлении рек (см. Регуляционные сооружения). Оградительные (ограждающие) дамбы защищают акватории портов, аванпорты, судоремонтные заводы, входы в судоходные каналы из водохранилищ, подходные каналы к шлюзам, подводные прорези и т. д. Защищают от ветровых волн, ледохода, больших скоростей течения, наносов и плавающих тел. На волжских водохранилищах оградительные дамбы сооружены намывом из песчаных грунтов, с одеждой из железобетонных плит (оградительные дамбы в Саратовском, Ульяновском и Казанском портах). Оградительные дамбы возводятся также для отделения нижнего бьефа плотин или ГЭС от подходных каналов шлюзов и защиты судов от воздействия потоков воды, возникающих при работе ГЭС или плотин. Особым видом оградительных дамб являются волноломы и молы в морских портах. Транспортные дамбы (безнапорные) предназначаются для пропуска транспорта через поймы рек и заливы водохранилищ и служат подходами к мостовым переходам; примерами могут служить дамбы в г. Казани через пойму реки Казанки, дамбы мостовых переходов в пойме реки Дона у города Ростова-на-Дону и другие. Список литературы: - Энциклопедия современной техники строительство, главный редактор В. А. Кучеренко, издательство «Советская энциклопедия», Москва 1964
- Богатырев В. В., Инженерная защита в зонах водохранилищ крупных ГЭС, М.—Л., 1958;
- Гришин М. М., Гидротехнические сооружения, М., 1962.
от: MarinaF,  

Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|