Пользовательское соглашение Деконструктивизм - это, стиль в архитектуре - определение, особенности и архитекторы
 

Рекомендуем вам следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :




 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 





Деконструктивизм

ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ - СТИЛЬ, направление в архитектуре 1980-х гг., обшей моделью которого послужил советский КОНСТРУКТИВИЗМ 1920-х гг. Однако на смену великим идеалам гармонии, единства и ясности пришли идеалы дисгармонии, разлома и таинственности. Образно говоря, вместо совершенства возможно нарушенное совершенство. Наиболее известными архитекторами Д. являются Куп Химмельблау, Петер Айзенман, Фрэнк Джери, Заха М. Хадид, Рэм Киолхаис, Даниэль Либескинд, Бернард Тмулле.


Деконструктивизм в архитектуре, или деконструкция – это развитие постмодерновой архитектуры, начало которой было заложено в конце 1980х. Этот стиль характерен своей фрагментарностью, необычными интересными манипуляциями с поверхностью, непрямолинейными формами. Внешность зданий в таком стиле – раздражающая непредсказуемость и контролируемый хаос.

Важные события в истории развития деконструктивизма: архитектурный конкурс Парк де ла Вилет (особое внимание уделено проекту Жака Деррида и проекту-победителю архитекторов Петера Айзенмана и Бернара Шуми); 1988г. - выставка музея Современного искусства в Нью Йорке, посвященная деконструктивистской архитектуре. Она была организована Филипом Джонсоном и Марком Вигли; 1989 год - открытие Векснеровского центра искусств в Колумбии по проекту Петера Айзенмана. На Нью Йоркской выставке были представлены проекты Френка Гери, Даниэля Либескинда, Рема Кулхааса, Петера Айзенмана, Захи Хадид, Купа Химмельблау и Бернара Шуми. После этой выставки многие из архитекторов, которых относили к деконструктивистам, сами дистанцировались от этого термина. Несмотря на это, термин остался и существует поныне, являясь одним из основных направлений в современной архитектуре.

Поначалу некоторые из архитекторов-деконструктивистов попали под влияние идей французского философа Жака Деррида. Айзенман также тесно общался с Деррида, но его собственный подход к архитектурному проектированию сформировался задолго до того, как он стал деконструктивистом. Для него деконструктивизм – это расширение его интересов в радикальном формализме. Некоторые практики деконструктивизма экспериментировали с формой и геометрических дисбалансов русского конструктивизма. К деконструктивизму 20-го века также относятся: взаимозаменяемые модернизм/постмодернизм, экспрессионизм, кубизм, минимализм и современное искусство. Деконструктивизм пытался увести архитектуру от тех сдерживающих её принципов, которым следуют практики: форма следует функции, чистота формы, etc.

 

История, контекст и влияние

Модернизм и постмодернизм

Деконструктивизм в современной архитектуре стоит в оппозиции строгой рациональности модернизма. Его отношения с постмодернизмом также находятся в конфронтации. Хотя постмодернисты и зарождающиеся деконструквисты-архитекторы уже публиковали свои теории в журнале «Противостояния» (публикации1973-1984гг). Статьи в этом журнале ознаменовали начало окончательного разрыва между двумя направлениями. Деконструкция оказалась в конфронтации с большей частью архитектуры и архитектурной историей, разъединяя и разбирая на части архитектуру. В то время как постмодернизм утверждал, что модернизм «сбежал», деконструктивизм отрицает это. Деконструктивизм также отказывается от украшения. Эти принципы означали, что деконструктивизм ставит себя в один ряд с чувствительностью модернистского анти-историзма.

Кроме «Противостояний» публикация Роберта Вентури «Сложности и противоречия в архитектуре» (1966) также провела черту между деконструктивизмом и борьбой модернизма с постмодернизмом, «Сложности и противоречия» выступает против чистоты, ясности и простоты модернизма. В этой публикации функционализм и рационализм, два основных течения модернизма, были опровергнуты как парадигмы постмодернистского и деконструктивистского толкования. Вентури (который сам был постмодернистом) считал, что орнамент и историческая аллюзия добавили богатства, красоты архитектуре, от которой модернизм отказался. Некоторые постмодернистские архитекторы пытались снова использовать орнаменты даже в проектах зданий экономкласса и с минимальным бюджетом, но, по мнению Вентури, это была попытка декорировать сарай. Рационализм дизайна был отвергнут, но функциональность здания была по-прежнему неприкасаемой. В следующей работе Вентури утверждал, что знаки и орнаменты могут использоваться в практике архитектуре, прививая сложную философию семиологии.


Деконструктивизм понимает «Сложности и противоречия» абсолютно по-другому. Само здание было главной темой споров и хитросплетений в деконструктивизме без отчуждения орнамента. Скорее не проблема декорирования здания, а его фукциональность озадачивала постмодернистов, таких как Вентури. Геометрия для деконструктивистов была тем же, чем орнамент - для постмодернистов; в деконструктивизме сложность геометрии применялась к функциональному, структурному и пространственному аспектам здания . Хорошим примером деконструктивизма может служить здание музея Витра Дизайн по проекту архитектора Френка Гери в Вель-на-Рейне. Он состоит из белых кубов абсолютно без каких-либо украшений, геометрия здания напоминает кубизм и абстрактный экспрессионизм. Это разрушает функциональный аспект простоты модернизма с его отделкой белой штукатуркой. Другой пример деконструктивистской архитектуры – это Векснеровский центр искусств (архитектор Петер Айзенман). Здание имеет форму замка, которая усложняется в результате множества сечений и фрагментаций. Трехмерная решетка пересекает всё здание. Решетка - элемент модернизма - сталкивается со средневековой античностью замка. Некоторые из колонн решётки намеренно не доходят до земли, зависание над лестницей создает ощущение неврастеничного беспокойства и вступает в противоречие со структурной составляющей колонны. Векснеровский центр разрушает архетип замка и воссоздает его пространства и конструкции, конфликтуя и добавляя разнообразие.

 

Деконструктивистская философия


Основы деконструктивистской философии в архитектурной теории описал философ Жак Деррида, чьи идеи оказали большое влияние на архитектора Петера Айзенмана. Айзенман взял за основу некоторые принципы из литературного направления «деконструкция» (от лат. de «обратно» и constructio «строю»; «переосмысление»), означающего понимание посредством разрушения стереотипа или включение в новый контекст. И в соавторстве с Деррида Айзенман создаёт несколько проектов, в том числе и проект для конкурса «Парк де ла Вилет. Оба, и Деррида и Айзенман, также как и Даниэль Либескинд увлекались идеей метафизики присутствия, и это - главная тема деконструктивистской философии в архитектурной теории.

Предпосылкой служило то, что язык архитектуры способен связывать значение и получать методы обработки на основе принципов лингвистической философии. Диалектика присутствия/отсутствия или заполненности/пустоты видна в большинстве проектов Айзенмана, как реализованных, так и нереализованных. И Деррида, и Айзенман считали, что местоположение, или место присутствия – это и есть архитектура; а диалектика присутствия/отсутствия выражается в конструкции и деконструкции.

Согласно утверждениям Деррида прочтение текстов лучше проходит при работе с классическими сюжетными структурами. Любая архитектурная деконструкция требует наличия определенной архетипической конструкции и желания сыграть против. Дизайн Френка Гери собственного загородного дома в Санта Монике (1978) считается прототипом деконструктивистского здания. Первоначально это был загородный дом с типичным набором всех социально значимых функций. Гери изменил его компоновку, плоскости и многое другое, играючи перевертывая всё в акте «де»строительства (деконструкции).

В добавление к концепциям Деррида «метафизика присутствия» и «деконструкция», понятия «следа» и «стирания» в его философии написания литературного текста и архитектурного написания были воплощены в зданиях деконструктивизма. Даниэль Либескинд создавал большинство своих ранних проектов в форме написания или беседы по написанию, часть работ – это работа с формой бетонной поэзии. Он создал архитектурные скульптуры из книг и макетов в тексте, чётко показывая связь своей архитектуры и письма. Понятия «след» и «стирание» были использованы Либескиндом во многих эссе, а также в его проекте для Еврейского музея в Берлине. Музей представляет собой динамичную зигзагообразную змейку Холокоста, чтобы сделать тему четко читаемой и мучительной. Узкие окна-линии хаотично и демонстративно пересекавшие фасады во всех направлениях тоже выдают вызывающе антиархитектурный - декоративный - подход к задаче. Мемориал вьетнамским ветеранам (архитектор - Майя Лин) и мемориал погибшим евреям Европы (автор-Петер Айзенман) также отражают тематику «следа» и «стирания».

 

Критическая теория

Публикация Кеннета Фремптона «Современная архитектура: история» (первое издание -1980) стала осознанием роли критики в архитектурной теории. Философское воздействие Деррида на деконструктивизм также может рассматриваться как основы критической теории; это ещё одно ответвление постмодернизма, критического регионализма. Два аспекта критической теории: актуальность и анализ отражены в деконструктивизме. Сейчас пытаются заново исследовать эти работы и работы предшественников деконструктивизма, а также пытаются заново установить основные эстетические критерии. Примером может служить Векснеровский Центр . Критическая теория в своей основе несет критику капитализма и его избыточность, с этой точки зрения многие из работ деконструктивистов проигрывают; конечно, если только они не созданы для элиты, т.е. безумно дорогие объекты; несмотря на критику, они, тем не менее, расширяют теорию дизайна.

Векснеровский центр выдвинул на обсуждение живые архитектурные темы, например, функциональное значение и показывает их актуальность в архитектурном диалоге с аналитической и критической точке зрения. Различие между критичностью в деконструктивизме и в критическом регионализме состоит в том, что критический регионализм снижает всеобщий уровень сложности и сохраняет более чистый анализ пытаясь примирить модернистскую архитектуру с местными различиями. В действительности это приводит к «модернизму местного значения». Критический регионализм показывает недостаток самокритичности и утопизм места. А деконструктивизм поддерживает уровень и самокритики, и критики извне и стремится поддерживать степень сложности. Работы некоторых архитекторов ассоциируются с определенным направлением в архитектуре, всемирно известный Френк Гери всячески отрицает причастность своих проектов к деконструктивизму.


Критики деконструктивизма считают этот стиль просто упражнением с чистой формой плюс небольшая социальная нагрузка. Кеннет Фремптон считает его элитарным и отстраненным. Другие - согласны с последователями деконструктивистской философии – так как акт деконструкции - это не эмпирический процесс, результатом которого может быть всё, что захочет архитектор, но появляется недостаток логичности. Сегодня, есть мнение, что философская подоснова этого направления была утеряна. И всё что осталось - это эстетика деконструкции. Другие критики отрицают, что архитектура – это язык, способный быть темой лингвистической философии, а если это и был язык в прошлом, то сегодня это уже не так. Другие задают вопрос о влиянии на будущие поколения архитектуры, которые отвергают прошлое и представляют сомнительные ценности и которые часто преследуют стратегии, намеренно агрессивно влияющие на человеческие чувства.

 
теги: архитектурный стиль, архитектурная эпоха 


Литература



? (доб.адм.)

Ссылки

https://en.wikipedia.org/wiki/Deconstructivism




от: ArchDream,  







Похожие темы:

« ДЕЗУРБАНИЗМ ДЕКОР »
Не нашли ответ на свой вопрос? Специалисты на нашем форуме помогут!



 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

up down