Градостроительство
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО - теория и практика планировки и застройки городов. Градостроительство охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. На протяжении истории человеческого общества практика градостроительства соответствовала развитию производительных сил и производственных отношений, определялась социальным строем, промышленно-экономической мощью государственным уровнем развития науки, техники, культуры и искусства, а также природно-климатическими условиями и национальными особенностями стран. На градостроительство всех досоциалистических формаций решающее влияние имела и имеет частная собственность на землю, недвижимое имущество и средства производства. Города всех досоциалистических формаций имеют свои характерные особенности. В их застройке господствовали и господствуют потребности правящей верхушки, интересы землевладельцев, банкиров, промышленников и торговцев. Социальное и имущественное неравенство населения этих городов подчеркнуто контрастом роскошной застройки буржуазно-аристократических районов и убогих неблагоустроенных трущоб. Только при социализме определились совершенно новые условия развития градостроительства, отвечающего интересам всего народа. Целью градостроительства социалистических стран является создание городов, наиболее удобных для труда, быта, образования и отдыха всех трудящихся. Градостроительство второй половины 20 в. имеет свои характерные исторические особенности. Промышленная революция 18 и 19 вв., вызванная развитием машинной техники и применением пара, определила быстрый рост городского населения и ускорила стихийную застройку городов. Второй этап этой революции, особенно в первую половину 20 в., обусловленный широчайшим применением электричества и рождением двигателя внутреннего сгорания, еще более форсировал градостроительство. Многие крупнейшие города мира достигли гигантских размеров; например, численность населения Большого Нью-Йорка достигает 13,5 млн. человек, Большого Лондона и Токио — 10 млн. человек. Наступивший век атомной энергии в неизмеримо большей степени будет оказывать свое влияние на развитие городов, что вызывает острую необходимость наиболее разумного решения проблемы расселения на базе рационального размещения производительных сил. Проблема расселения и планомерного регулирования роста городов стала первейшей проблемой современного градостроительства. Несмотря на большой объем нового строительства, планировка и застройка многих городов, возникших еще во времена средневековья, остались почти неизменными и не отвечают современному уровню жизни населения. Плотность застройки центральной части Парижа составляет 50—70%. Около 20% квартир в 1957 не имело газа; центральное отопление имелось в трех из 10 квартир; в 17 из 20 квартир отсутствовали ванные или души. В США, по данным переписи 1956, 13 млн. семей жили в домах, не отвечающих принятым стандартам. Много устаревшего фонда осталось еще в старых городах СССР. Реконструкция старых городов стала второй актуальной проблемой современного градостроительства. Быстрое развитие городского транспорта и особенно интенсивный рост автомобильного движения при наличии устаревшей планировки и застройки населенных мест были причиной возникновения третьей острой проблемы градостроительства — необходимости новой организации городского движения и транспорта. В связи с громадными объемами строительства возникла неотложная проблема индустриализации и экономики градостроительства, которая быстро приобрела широкое международное значение. Невиданные социальные преобразования, прогресс науки и техники определили необходимость создания новой структуры и приемов застройки населенных мест, нового архитектурного стиля и новых архитектурных форм. В силу этого формирование планировки и архитектурно-художественного облика городов ближайшего будущего, отвечающих национальным особенностям и местным природно-климатическим условиям, является сложнейшей проблемой современного градостроительства. С этими проблемами градостроительства не исчерпывающими многообразия сложных вопросов планировки и застройки городов, органически связаны и другие, как, например, проблемы традиции и новаторства, оздоровления воздушных и водных бассейнов, инженерного оборудования и благоустройства населенных мест и др. Проблема расселения находится в прямой зависимости от промышленности, энергетики и транспорта — основных градообразующих факторов, ибо рост городов в основном зависит от развития существующих и строительства новых промышленных, энергетических и транспортных объектов. Важным средством рационального решения размещения производства и расселения являются проекты районной планировки промышленных и сельскохозяйственных районов. Народно-хозяйственное значение этих проектов доказано опытом градостроительства многих стран. На базе комплексного проекта планировки Силезского каменноугольного бассейна осуществляется перестройка старого промышленного района Польши, Островского, Усти-Мостовецкого и других промышленных районов Чехословакии. На основе проектов районной планировки, в СССР проводится застройка Донбасса, Кузбасса, Иркутско-Черемховского района, зон влияния Волжских районов, а также Братской и Красноярской ГЭС. Отсутствие проектов районной планировки затрудняет размещение промышленности, выбор местоположения новых населенных мест и определение их градообразующих основ. Однако основой развития населенных мест является генеральный план, в котором определяются важнейшие направления перспективного развития городов. Гипотеза развития градообразующих объектов и перспективная численность населения, потребное количество территорий и направления территориального роста, зонирование городских земель по функциональному использованию, сеть улиц и магистралей, размещение общественных центров, система озеленения и т. д. Для успешного осуществления проектов планировки и генеральных планов развития городов необходимо, чтобы их основные положения соответствовали народно-хозяйственным планам. Только такой комплексный подход к решению градостроительных задач является надежной основой для государственного планирования градообразующих основ. Соответствующее утвержденным проектам районной планировки и генеральным планам городов размещение промышленных, энергетических, транспортных, научных и других градообразующих объектов позволяет целеустремленно направлять развитие старых и новых городов. Это главные условия правильного регулирования роста новых населенных мест и ограничения роста крупных городов. Как показывает опыт СССР, рост крупных городов может ограничиваться путем запрещения строительства на их территории новых градообразующих объектов и размещения этих объектов в малых и средних городах, где имеются соответствующие условия. Рост новых, малых и средних городов следует допускать в пределах оптимальных размеров. Под понятием «город оптимального размера» подразумеваются города, в планировке и застройке которых сочетаются лучшие качества крупных и малых населенных мест, а стоимость сооружения определяется наименьшими затратами. Понятие оптимальности может относиться не только к одному городу, но и к группе взаимосвязанных населенных мест. Задача создания городов оптимальных размеров имеет большое народно-хозяйственное значение. По научным и практическим данным на нынешнем уровне технического прогресса средние оптимальные размеры городов определяются численностью населения около 200 тыс. человек. В зависимости от местных условий, и, прежде всего, от производственного профиля городов, пределы оптимальных размеров могут колебаться от 20 до 300 тыс. чел. Возможным средством ограничения роста численности населения и территориального расширения крупнейших городов является также децентрализация расселения путем создания городов-спутников. После второй мировой войны большое внимание этому вопросу было уделено в Англии. Для разгрузки Лондона построено или, существенно расширено 8 городов-спутников. Созданы города-спутники и в Советском Союзе: Жуковский под Москвой, Сумгаит под Баку и др. В этих городах основная масса населения работает на местных предприятиях или в научных учреждениях, т. к. города-спутники имеют собственные градообразующие базы; при этом резко сокращаются затраты времени на переезды и уменьшаются пригородные пассажирские потоки. Создание производственной базы в городах-спутниках может быть осуществлено путем вывода из крупных городов ряда подлежащих коренной перестройке предприятий и строительства промышленных объектов, связанных с обслуживанием потребностей населения данных городов. В городах-спутниках могут размещаться научно-исследовательские институты и учебные заведения, крупные больницы и профилактории, так как там для них могут быть созданы лучшие условия, чем в крупных городах. Современные города органически связаны с пригородными зонами. Территории, окружающие города, являются резервом их последующего развития, местом размещения городов-спутников, местом кратковременного и длительного отдыха больших масс городского населения, зоной размещения многих жизненно важных коммунальных (водозаборы, станции очистки и др.) и транспортных (аэродромы, товарные ж.-д. станции и др.) объектов. Поэтому пригородные зоны следует рассматривать как составную часть единого с городами градостроительного комплекса. Чтобы обеспечить успешную планировку и застройку пригородных зон, генпланы развития городов и проекты планировки пригородных территорий следует разрабатывать одновременно и регулирование их застройки осуществлять силами городских архитектурно- планировочных организаций. Проблема расселения органически связана с проблемой городского движения. В практике градостроительства все большее значение приобретает показатель рационального использования времени. Технические скорости современного транспорта заметно выросли и прогрессивность системы расселения, приемы планировки и застройки городов и целых групп населенных мест определяются не протяженностью путей, а затратами времени на удобное передвижение, связанное с деятельностью городского населения. Размеры крупных городов и их пригородных зон определяют необходимость расширения сферы действия всех видов городского транспорта. Опыт эксплуатации железной дороги Большого Берлина, скоростной линии Стокгольм — Велингбю и другие показывает возможность создания вылетных линий метро в пригородную зону. Вылетные линии метро, скоростной трамвай и другие виды массового городского транспорта являются удобным средством организации движения децентрализованной системы современного крупного города. Большое влияние на городское движение оказывает система расселения основных масс населения внутри городов и размещение промышленных, административных, хозяйственных, торговых, зрелищных, коммунальных и др. объектов. Первым условием хорошей организации движения является создание правильного взаимного размещения промышленных и селитебных районов. Вторым условием становится приближение к месту жительства объектов массовой посещаемости населения. Концентрация банков, деловых контор, торговой сети, зрелищных и других объектов, как это имеет место в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, увеличивает пассажиропотоки, создает напряженность и неудобства движения. Проблема городского движения и транспорта, достигшая особой остроты в крупнейших городах Западной Европы и Америки, является следствием стихийного развития населенных мест и средств транспорта. В США десятки миллионов частных автомашин затопили уличную сеть городов. Поэтому необходимо разумное использование средств городского транспорта. Основным его видом в СССР был и будет общественный транспорт. Это позволяет предотвратить те трудности, которые испытывает большинство городов Америки, Европы и Азии. Для малых и средних городов наиболее удобным и экономичным видом транспорта является автобус или троллейбус; для городов, имеющих население более 100 тыс. жителей, — трамвай. В крупнейших городах, численность населения которых достигает 1 млн. человек, может оказаться рациональным сооружение метрополитена. Очень важной частью проблемы городского движения и транспорта является организация разветвленной сети временных стоянок автомашин: надо создавать как малые, так и крупные (на несколько тысяч автомобилей). Удобные стоянки в непосредственной близости от зданий и сооружений, рассчитанных на большие массы посетителей (стадионы, пляжи, парки культуры и отдыха, театры, вокзалы и т. п.). Безопасность, быстрота, удобства городского движения и новые виды транспорта часто несовместимы с многовековой традицией формирования сети улиц и площадей, с их универсальностью. Улицы должны разделяться на специализированные городские артерии, предназначенные для пешеходного движения либо для местного или для скоростного транспорта. Проезжая часть скоростных дорог не должна иметь пересечений в одном уровне и быть надежно изолирована от пешеходов и жилой застройки. Центры городов, главные улицы и площади, крупные общественные здания и магазины следует располагать не на транспортных артериях, а вблизи от них и от стоянок транспорта. Эти важные части городов следует предоставлять преимущественно пешеходам. Города являются материальной средой, в которой протекает жизнь сотен миллионов людей. Здесь люди трудятся, отдыхают, получают образование, приобретают трудовые навыки и специальность. Планировочная структура городов наиболее удобна и в гигиеническом отношении благоприятна тогда, когда промышленность, имеющая вредное влияние, размещена в специальных районах и отделена от селитебных зон необходимыми санитарными разрывами, когда создана разумная сеть магистралей, организующих городское движение, когда территория города и особенно его жилые районы хорошо озеленены и зелёные насаждения органично сочетаются с пригородными лесопарками, когда в планировке и застройке городов продумана и практически решена разветвленная сеть культурного, медицинского, учебного, торгового, хозяйственно-бытового и других видов обслуживания населения и, наконец, когда на высоком техническом уровне решен комплекс инженерного оборудования и благоустройства. При этом в планировке и застройке городов должны быть учтены возможности развития социального и научно-технического прогресса. Города должны быть удобны не только для современников, но и для ближайших преемников. Все эти условия не могут быть обеспечены старыми традиционными приемами планировки и застройки населенных мест. Создается новая структура промышленных, жилых и пригородных зон, для которой особое значение имеет удобная система культурно-бытового и других видов обслуживания населения. Прогрессивный градостроительный опыт ряда стран показывает, что такая система может быть создана путем функционального объединения групп жилых домов в микрорайоны, так как квартальная застройка не вмещает все необходимые объекты обслуживания. В пределах микрорайона размещаются детские дошкольные учреждения, школы, первичные общественные центры, магазины товаров первой необходимости, кафе, столовые, сады для отдыха. Микрорайоны объединяются в жилой район, имеющий центр, где размещаются кинотеатры или дома культуры, районные парки, поликлиники, родильные дома, торговые и другие объекты. В административно-общественном центре города размещаются городские административные, торговые и хозяйственные учреждения, театры, концертные залы, сады и парки, а иногда и спортивные сооружения. И, наконец, пригородные зоны обслуживают население объектами кратковременного и длительного отдыха и лечения (санатории, дома отдыха, туристские базы, пионерские лагеря, водные станции и пляжи). Важнейшей частью городов являются промышленные районы, здесь трудится большая часть населения. От планировки и застройки этих районов во многом зависят условия труда. В проектировании и строительстве промышленных районов надо учитывать обеспечение необходимых санитарно-гигиенических требований, удобную взаимосвязь с жилыми районами, всестороннее обслуживание рабочих и служащих, возможность кооперирования для комплекса размещаемых в районе предприятий вспомогательных производственных и транспортных сооружений, инженерного оборудования и благоустройства территории. Общими могут быть ремонтные хозяйства, объекты энергоснабжения, системы водоснабжения, канализации и очистки сточных вод, единые ранспортные подъезды и необходимое железнодорожное, автомобильное и портовое хозяйство. Комплексная застройка промышленных районов имеет большое экономическое преимущество и может осуществляться на основе детальных проектов планировки. Другой важнейшей частью городов являются жилые районы, в которых протекает большая часть жизни городского населения: бытовые процессы, воспитание детей, часть отдыха населения, культурные развлечения и сон. В практике жилищного строительства Советского Союза, стран народной демократии, в отдельных прогрессивных примерах муниципального и кооперативного строительства капиталистических стран структура жилого района определяется удобствами повседневного бытового и хозяйственного обслуживания населения. Проектные и осуществленные решения показывают, что размеры жилого района наиболее удобны на 20—30 тыс. жителей. Размеры микрорайонов наиболее удобны при населении в 6—12 тыс. человек. При 4—5-этажной застройке территория микрорайона достигает 20—40 га. Эти рекомендации осуществимы при строительстве новых городов или новых жилых районов. В старых городских районах они могут быть достигнуты только путем реконструкции. Главной целью реконструкции является создание в старых городах таких же удобств для жизни населения, как и в новых городах. Проектирование и осуществление перестройки старых городов целесообразно ориентировать по следующим основным направлениям: 1 — повышение санитарно-гигиенического уровня жизни населения, путем оздоровления городских территорий, воздушных и водных бассейнов, посредством уменьшения плотности застройки и улучшения освещенности и проветривания зданий; 2 — создание безопасности при передвижении путем реконструкции магистралей и улиц; 3 — организация рациональных сетей культурных, учебных, медицинских и торговых объектов; оборудование жилых и общественных зданий водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией, тепло - и газификацией, электричеством; 4 — повышение архитектурно-художественных качеств городов, создание новых архитектурных ансамблей, выявление ценных исторических памятников архитектуры. Современный размах градостроительства, обусловленный огромной потребностью в промышленных зданиях, жилищах, школах, больницах, возможен только на основе индустриализации строительства и широкой унификации конструктивных и планировочных решений массовых типов жилых, общественных и промышленных зданий и сооружений. Для обеспечения необходимых градостроительных требований, высоких архитектурно- художественных качеств массового строительства домостроительные комбинаты и заводы должны выпускать не один тип дома, а серию типовых домов с различным набором квартир, различной протяженностью и этажностью домов, многообразной цветовой и фактурной отделкой фасадов зданий. Удачное применение типовых проектов немыслимо без создания своеобразных пространственных композиций жилых и общественных зданий, основанных на принципах построения архитектурных ансамблей. Индустриализация строительства требует целесообразного размещения производственных баз строительных организаций и объектов строительной индустрии. Такое размещение выгодно осуществлять в зонах сосредоточенного первоочередного и перспективного строительства, что позволяет резко сократить протяженность перевозки строительных изделий. Поэтому размещение баз строительной индустрии, начертание трасс подъездных путей являются составными частями проектов районной планировки, проектов пригородных зон и генпланов городов. Высокие качества архитектуры городов имеют большое воспитательное значение. Архитектура непрерывно оказывает влияние на людей на протяжении всей их сознательной жизни; с детских лет они воспринимают ее в облике квартиры и дома, детского сада и школы, жилого квартала и ближайших улиц. Красота городов находит свое отображение в литературе, поэзии, музыке, живописи и кино. На протяжении всей истории градостроительства установилась твердая традиция учитывать и использовать в планировке и застройке городов, в пространственных решениях архитектурных ансамблей все своеобразие и силу природных факторов. Блестящие архитектурные композиции Московского Кремля, Афинского Акрополя, центров Парижа и Ленинграда были бы немыслимы без органического сочетания с природными условиями, рельефом местности и руслом рек. Десятки веков города защищались мощными стенами, каменными и земляными укреплениями. Отпала такая необходимость и традиция перестала существовать. Эти примеры показывают, что существуют традиции живые, полезные для современников, и традиции мертвые, в современных условиях бессмысленные или вредные. Устойчивость традиций определяется их реальной прогрессивной ролью в современной градостроительной практике. В современных условиях полезны такие традиции, как учет природных условий — основы формирования архитектурных ансамблей, синтез архитектуры, монументальной живописи и скульптуры, учет социального и научно-технического прогресса.
Список литературы: - Энциклопедия современной техники строительство, главный редактор В. А. Кучеренко, издательство «Советская энциклопедия», Москва 1964
- V конгресс Международного Союза архитекторов. Сокр. стенография, отчет, М., 1960;
- Всесоюзное совещание по градостроительству. Сокр. стенография, отчет, М., 1960; Труды VI сессии Академии строительства и архитектуры СССР по градостроительству, М., 1961;
- Москва. Планировка и застройка города. 1945—1957, [М.], 1958;
- Ленинград. Планировка и застройка города. 1945— 1957, [Л., 1958];
- Новые города СССР, М., 1958;
- Баранов Н. В., Современное градостроительство, М., 1962.
от: MarinaF,  

Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|