КАНАЛКАНАЛ (лат.) — та часть в главе ионического СТОЛПА, которая лежит под платом на каштаннике и, извиваясь на обе стороны, образует этой главы пукли (ВОЛЮТЫ). То же ЛОГОВИНА. КАНАЛ — открытый водовод с безнапорным движением воды, устроенный в грунте. Канал проходит в открытой выемке или в насыпи (в дамбах), иногда в полувыемке-полунасыпи. По назначению различают каналы: энергетические (деривационные), судоходные, оросительные (ирригационные), обводнительные, водопроводные, осушительные, лесосплавные, рыбоводные, комплексного назначения. Энергетические (деривационные) каналы подводят воду из реки, водохранилища, озера к гидроэлектростанции или отводят от нее отработавшую воду. Энергетические каналы характеризуются сравнительно небольшой длиной (обычно не превышающей 5—10 км), значит, пропускной способностью, применением облицовок ложа. Судоходные каналы (искусственные водные пути) бывают: соединительные между судоходными реками и морями (Волго-Донской канал им. В. И. Ленина, Суэцкий каналы, Панамский канал и другие). Обходные (обводные) каналы, проводимые в обход бурных участков больших открытых водоемов, например озер и морей (каналы Онежский, Приладожские, Белозерский, Береговой Мексиканский и др.), или в обход порожистых участков рек. Спрямляющие каналы — для уменьшения извилистости реки и сокращения длины водного пути (Хорошевский канал на реке Москве, на реке Дон ниже Цимлянской ГЭС и др.). Подходные каналы — судоходные подходы из моря, озера или реки к населенным пунктам, внутренним портам, промышленным предприятиям, сельскохозяйственным районам (Ленинградский и Астраханский морские каналы, Манчестерский канал и др.). Обходные, спрямляющие и подходные каналы строят обычно открытыми (нешлюзованными). Почти все соединительные каналы — шлюзованные, ввиду значительной разности уровней в соединяемых реках (морях), а также из-за необходимости уменьшения объемов земляных работ при проведении каналов через водоразделы. Вода в судоходные каналы подается самотеком, если 228 км), большими размерами поперечного сечения (Суэцкий канал — ширина по зеркалу 120—150 л3, глубина 12—13 м), значительной глубиной (на современных больших каналах внутреннего судоходства глубина воды доходит до 2,50 — 4,00 м), применением облицовок берегов для защиты их от разрушения судовыми волнами. Оросительные (ирригационные) каналы обычно образуют систему каналов: магистральных, распределительных, оросительных и водосбросных. В крупных ирригационных системах магистральные каналы достигают длины в несколько сотен км например, Донской магистральный канал — около 200 км, Большой Ферганский канал — около 300 км, Каракумский канал (до г. Ашхабада)— 796 км; расходы воды в головной части этих каналов достигают 250—500 м3/сек. Общая длина Северо-Крымского канала более 400 км и пропускная способность (в головной части) — более 200 м3/сек. Обводнительные каналы подают воду для сельскохозяйственных нужд (главным образом животноводства) в безводные и засушливые районы; увеличивают сток местных небольших рек, улучшают их санитарное состояние (напр., в городах). Водопроводные каналы подводят воду от источника водоснабжения к месту ее потребления — промышленному району, городу, промышленному предприятию, поселку и т. п. В СССР ведется строительство большого водопроводного канала Иртыш — Караганда общей протяженностью 490 км, с пропускной способностью в головной части 75 м3/сек. Каналы водопроводные, обводнительные и ирригационные могут быть самотечными и машинными. Осушительные каналы предназначаются для сбора воды на заболоченной территории и отведения ее в водоприемник (реку, озеро, море). Лесосплавные каналы служат для сплава леса молем или плотами от мест заготовки до лесосплавной реки или лесопильного завода, для транспортирования древесины в обход гидротехнических сооружений. Рыбоводные каналы сооружают для подачи воды на нерестилища, для пропуска рыб в обход гидротехнических сооружений, соединения с рекой отдельных изолированных водоемов, в которых водится рыба, и т. д. Комплексные каналы строятся в целях комплексного решения нескольких хозяйственных задач. Например, Волго-Донской канал им. В. И. Ленина (с Цимлянской ГЭС) — судоходно-ирригационно-энергетический комплекс; Невинномысский канал — одновременно с обводнением и орошением решает земляные работы, в частности, от строительных свойств местных грунтов, применяемых для выполнения выемок и возведения насыпей механизмов. В гидравлическом отношении наиболее выгодна полукруглая форма, но из-за трудности выполнения и сохранения в натуре криволинейных очертаний полукруглая и параболическая формы используются очень редко. Прямоугольное сечение осуществляется при проведении каналов в скальных выемках, а в мягких грунтах — в особых случаях (на территории населенных пунктов, на косогорах и т. д.) путем возведения подпорных стенок. В поперечном сечении каналы имеют прямоугольную, трапецеидальную, полу-ная. Последняя обычно применяется при возведении больших ирригационных и судоходных каналах. При необходимости трассирования каналов на косогорах в каждом конкретном случае принимаются соответствующие конструктивные решения, обеспечивающие нормальную работу сооружения. Размеры сечения канала определяются гидравлическим расчетом по заданному расходу воды и допускаемым для данного грунта скоростям течения; судоходные и лесосплавные каналы, кроме того, по габаритам пропускаемых судов и плотов. При большой глубине выемок, а также в сложных геологических условиях устойчивость откосов проверяется расчетом. Для каналов в насыпях уклон откосов устанавливается так же, как и для земляных плотин. Максимальные скорости течения воды в каналах устанавливают с таким расчетом, чтобы обеспечить неразмываемость дна и откосов каналов, минимальные — незаносимость (незаиляемость) ложа канала взвешенными в потоке и влекомыми по дну наносами и не допускать его зарастание. Предельно малые скорости течения (средние), при которых не должно быть зарастания ложа канала растительностью,— 0,5— 0,6 м/сек. В судоходных каналах скорости течения воды по условиям экономичности тяги судов обычно не превышают 0,8 м/сек; предельной скоростью для взводного судоходства считается 1,8—2,0 м/сек. Ледяной покров снижает пропускную способность каналов вследствие возникающего дополнительного трения. Поверхностный лед не образуется, при скорости потока более 2—3 м/сек, а при скоростях, превышающих 1,2—1,5 м/сек, лед, если он появился ранее, размывается потоком. Чтобы предотвратить появление в канале шуги (донного льда) принимают меры для получения поверхностного льда небольшой толщины. При неизбежном обильном количестве шуги предусматриваются сооружения для сброса ее из канала, а сам канал трассируется с минимальным количеством поворотов. Для предохранения ложа канала от разрушения течением и волнами, сокращения потерь воды на фильтрацию в грунт и уменьшения шероховатости живого сечения (для увеличения пропускной способности канала) применяются облицовки. Облицовки, служащие только для защиты откосов от размыва, выполняются в виде каменного мощения, каменной укладки и наброски, а также бетонных плит (см. Облицовка откосов). Такие облицовки применяются обычно на судоходных каналах. Противофильтрационные облицовки, называемые чаще экранами, выполняются обычно из глины, суглинка, а также из хорошо разложившегося торфа. Если канал проходит целиком в песчаной насыпи (с дном выше поверхности земли) или выемка для его ложа прорезает сильно проницаемые грунты, где неизбежны большие потери воды в грунт, то противофильтрационную облицовку (экран) устраивают по всему периметру живого сечения. Толщина глиняных и суглинистых экранов обычно 0,5—1,0 м, торфяных — не менее 0,5 м. Для защиты от механических и температурных повреждений экраны покрывают защитным крупнозернистым материалом толщиной 0,5—1,0 м в зависимости от размеров каналов и климатических условий. Бетонная облицовка наиболее универсальна, т. к. удовлетворяет почти всем требованиям, предъявляемым к облицовкам каналов: обеспечивает водонепроницаемость, защищает от размыва, увеличивает пропускную способность. Вместе с тем она допускает полную механизацию работ и относительно недорога. Железобетонные облицовки, обладающие теми же качествами, но более прочные, применяются обычно при деформируемых грунтах ложа каналов. Универсальны также асфальтобетонные облицовки: по сравнению с бетонными, они обладают большей водонепроницаемостью и пластичностью и меньшей шероховатостью. Однако опыт использования асфальтобетонных облицовок пока еще невелик. Для борьбы с фильтрацией на каналах, кроме облицовок (экранов) из глин, суглинков и торфа, применяют также кольматаж, нефтевание, механическое уплотнение и т. п. На всех каналах, кроме специальных сооружений, связанных с эксплуатацией каналов (шлюзы на судоходных каналах, насосные станции на машинных каналах, водоспуски и др.), возводятся различные сооружения в местах пересечений каналов с водотоками (трубы, дюкеры, акведуки), с путями сообщений (виадуки, туннели, мосты, трубы, паромные переправы и др.) и в местах резкого перелома рельефа местности (перепады, быстротоки). Таких сооружений на каналах бывает очень много. Список литературы: - Энциклопедия современной техники строительство, главный редактор В. А. Кучеренко, издательство «Советская энциклопедия», Москва 1964
- Гришин М. М., Гидротехнические сооружения, М., 1962;
- Угинчус А. А., Каналы и сооружения на них, М., 1953;
- Волго-Дон. Технический отчет о строительстве Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина, т. 1, М., 1957;
- «Бюл. научно-технической информации Гидропроекта», 1962, № 14.
от: MarinaF,  

Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|