РАМА РАМА - несущая КОНСТРУКЦИЯ из вертикальных стоек и горизонтальных (в отдельных случаях наклонных) стержней (РИГЕЛЕЙ — см.) с жестким соединением между ними. Выполняется из ж.6., металла, дерева. РАМА — стержневая система, элементы (стойки и ригели) которой во всех или некоторых узлах жестко связаны между собой. Рамы широко применяются в качестве несущих конструкций промышленных и общественных зданий, мостов, путепроводов, эстакад и других инженерных сооружений. В основном применяются железобетонные и металлические рамы. Пространственные и плоские рамы в большинстве случаев являются статически неопределимыми системами. Плоские рамы чрезвычайно разнообразны по конструктивной форме. Они могут быть однопролетными, многопролетными, одноярусными (одноэтажными), многоярусными (многоэтажными), симметричными, несимметричными, замкнутыми и т. д. При расчете рам точными методами, в результате анализа и сравнения степени статической неопределимости (по методу сил) и степени кинематической подвижности (по методу перемещений), обычно принимают тот из них, который легче и быстрее позволяет получить эпюры внутренних усилий. Методом сил рассчитываются преимущественно симметричные рамы с небольшим числом лишних связей, рамы с ломаными и криволинейными элементами, а также рамы с большим числом линейных смещений узлов. Методом перемещений целесообразно пользоваться при расчете сложных рам с большим числом лишних связей и ограниченным числом линейных перемещений, например рамы каркасов зданий. Смешанный метод объединяет методы сил и перемещений и используется преимущественно в таких рамах, где одна часть имеет большое количество лишних связей и малую степень подвижности, а другая, наоборот, — малое количество лишних связей и большую степень подвижности. Расчеты сложных рам точными методами весьма трудоемки, поэтому в ряде случаев применяются приближенные методы и приемы расчета, обеспечивающие достаточную для инженерной практики точность результатов. Первая группа приближенных методов расчета основана на упрощении условий задачи. Так, например, при расчете рам на вертикальную нагрузку не учитывается горизонтальное смещение узлов и влияние работы стержней, не смежных с загруженными. Вторая группа приближенных методов расчета основана на последовательных приближениях. Металлические рамы, применяемые обычно при больших пролетах и тяжелых нагрузках, могут быть решетчатыми или сплошными. В промышленных зданиях чаще всего применяются одноэтажные, однопролетные или многопролетные рамы, имеющие решетчатый ригель и сплошные или решетчатые колонны. Широкое применение в промышленных зданиях получили рамы смешанной конструкции, в которых железобетонные колонны сочетаются с металлическими ригелями. Рамы со сплошными ригелями проще в изготовлении, транспортировке и монтаже, позволяют уменьшить высоту здания, но требуют большего расхода металла. Многоэтажные металлические рамы применяются в промышленных и общественных зданиях, когда по условиям эксплуатации, транспортировки или монтажа железобетонные рамы нерентабельны. Стержни многоэтажных рам проектируются сплошного сечения. Пространственные рамы применяются в многоэтажных зданиях и в технологических этажерках под большие нагрузки при действии горизонт, нагрузок в двух направлениях (например, ветер). Металлические каркасы зданий чаще проектируются в виде плоских рам, устойчивость которых обеспечивается системами связей. Для перекрытий ангаров, гаражей, вокзалов, павильонов и т. п. проектируются решетчатые однопролетные рамы двух шарнирные или с защемленными стойками. При пролетах 36—42 м решетчатые ригели рам проектируются как легкие стропильные фермы; при больших пролетах ригели имеют двухстенчатые сечения стержней по аналогии с тяжелыми фермами. Монтажные сопряжения металлических рам чаще всего осуществляются на болтах, но в ряде случаев могут быть сварными (многоэтажные рамы) или на заклепках. В большепролетных рамах существующий эффект дает предварительное напряжение; в отдельных случаях целесообразно применение алюминиевых сплавов. Железобетонные рамы выполняют монолитными или сборными, они могут быть предварительно напряженными; их конструктивные формы весьма многообразны. В железобетонных рамах наиболее сложными являются узлы; их конструкция должна обеспечивать монолитность и неизменяемость при простоте выполнения. Соединение ригелей со стойками обычно делается жестким; применяются также рамы, у которых это соединение выполняется шарнирным. Последние, одно- или многопролетные, являются основной конструкцией каркасов сборных одноэтажных промышленных зданий. Сборные рамы могут быть выполнены и с жесткими узлами. Некоторое распространение, особенно за рубежом, имеют деревянные рамы (главным образом клееные). Список литературы: - Энциклопедия современной техники строительство, главный редактор В. А. Кучеренко, издательство «Советская энциклопедия», Москва 1964
- Справочник проектировщика промышленных, жилых и общественных зданий и сооружений. Расчетно-теоретический, под ред. А. А. Уманского, М., 1960;
- Справочник проектировщика, [т. 5] — Сборные железобетонные конструкции, под ред. В. И. Мурашева, М., 1959;
- Сахновский К. В., Железобетонные конструкции, 8 изд., М., 1961;
- СНиП, ч. 2, разд. В, гл. 1. Бетонные и железобетонные конструкции. Нормы проектирования, М., 1962;
- см. также лит. к статьям Строительная механика и Металлические конструкции.
от: MarinaF,  

Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|