Пользовательское соглашение
 


Опубликовано: Май 11, 2010

Опыт, накопленный советской архитектурой в типовом и экспериментальном проектировании объектов массового назначения для детей

Оригинально законченное в 1978 г. на берегу моря в Сочи полуоткрытое сооружение — универсальный киноконцертный зал на 3000 мест. Здание естественно «вписалось» в склон ложбины, на котором расположились зрительские места. Но этот зрительный зал имеет и перекрытие, которое хорошо защищает от осадков, не нарушая при этом ощущения максимальной связи с природой.

Самые разнообразные здания построены за последнее время для цирковых представлений. Несмотря на традиционную форму зала, совершенно непохожи друг на друга цирк в Москве на ул. Вернадского, огромный шатер которого напоминает формы старого балагана, цирк в Казани с его чечевицеобразным залом, цирк в Сочи, для которого в качестве фойе служит прилегающее к залу открытое пространство.

В стране построено немало удобных и красивых стадионов. Но, пожалуй, самым лучшим в архитектурном отношении стал стадион в Красноярске. Он сооружен на низком острове, посреди Енисея, величаво несущего свои воды. Архитектор В. Орехов нашел удачное решение плана стадиона, выявляющее лучшие точки видимости, — это создало плавную кривую абриса трибун стадиона, издалека напоминающего рисунок старинной ладьи; четыре высокие осветительные мачты усиливают это сходство. Хотя архитектура — искусство неизобразительное, зодчие нередко используют символическую условную архитектурную форму, дли придания образу сооружения особых черт, способствующих, к примеру, его гармонической связи с окружающим городским или природным ландшафтом. В данном случае подобный символический прием был совершенно оправдан. Черты естественности сооружению придает и другая его особенность. При выполнении трибун, монументальных сходов из монолитного железобетона, поверхность бетона была оставлена необработанной, со следами деревянной опалубки. Прием этот в архитектуре был уже известен, впервые его применили за рубежом. Но здесь он выглядит вполне уместно.

На центральной площади Ашхабада из монолитного железобетона построена одна из крупнейших в стране библиотек (архитектор А. Ахмедов). Здесь также мастерски использована фактура опалубки железобетона. Объем сооружения прост. Но в чрезвычайно удачно найденном богатом его образе ощущается очень гуманное, вызывающее сосредоточенное размышление настроение. В стройных, повернутых под углом к поверхности главного фасада простенках пилонах (они, как и ряд других архитектурных деталей, служат одновременно и солнцезащитой для внутреннего пространства) обратным рельефом изображен простой геометрический орнамент, который навеян народным искусством. Это зрительно облегчает протяженный массив фасада (без малого 100 м длиной), создает дополнительный масштаб, соразмерный человеку. Развитые подходы к зданию: лестницы, каменные скамьи с зеленью и водоемами на площади, служат как бы природным вестибюлем библиотеки. Общий объем здания зрительно оживляется мягким силуэтом гор, виднеющихся вдали. Для создания благоприятного микроклимата внутри здания оно прорезано тремя световыми двориками, с водой и зелеными насаждениями.

Здания для культуры и отдыха включают в себя и многочисленные санаторно-курортные сооружения, и многие другие объекты. Но мы не ставим своей задачей дать полный типологический обзор советской архитектуры. Дети — наше будущее. С первых Зодчие — детям детреволюции забота о воспитании молодого поколения неразрывно связана с деятельностью Коммунистической партии, с именем В. И. Ленина. Разнообразны типы сооружений для детей. Это учебно-воспитательные учреждения — детские сады и ясли, школы, интернаты; это оздоровительные комплексы — пионерские лагеря, лесные школы, санатории; это, наконец, учреждения для внешкольной, культурно-массовой работы — Дома и Дворцы пионеров, детские театры, кинотеатры, спортивные сооружения, детские парки.

Многообразный опыт, накопленный советской архитектурой в типовом и экспериментальном проектировании объектов массового назначения для детей, в создании ряда уникальных сооружений позволяет сделать вывод о чрезвычайном своеобразии этой области архитектуры, нашедшей органичные и специфичные пути развития именно в советском зодчестве. Эта специфика состоит в учете возрастных особенностей, психологии и мировосприятия детей, в тщательной разработке идейно-воспитательной функции сооружений, в особой ответственности архитекторов при проектировании детских объектов. Перефразируя известные слова, можно сказать, что советские зодчие, создавая сооружения для юных граждан, стараются строить, «как для взрослых, только лучше».

Лучшие произведения архитектуры для детей стоят в ряду выдающихся произведений советской архитектуры; часто они отличаются особенной творческой смелостью, с которой в них применены художественно-образные средства.

Детский сад — первое общественное сооружение, с которым имеет дело ребенок. Множество типовых детских садов построено в городах и селах страны. Конечно, эстетические качества большинства детских учреждений, строящихся по типовым проектам, еще не находятся в органическом соответствии с их высоким социальным назначением. Но постепенно повышается общий уровень архитектуры и этих учреждений.

Так, в оригинальном по своему объемно-планировочному решению детском саде в Новогирееве (Москва) два молодых архитектора — Е. Асе и Л. Волчек — постарались отразить внутреннее построение здания во внешнем: например, пологий пандус вместо лестницы, соединяющей первый и второй этажи, подчеркнуто выделен в особый объем; стены, напоминая сооружения из детских кубиков, окрашены в несколько ярких цветов.

Массовый характер строительства школ

Массовый характер строительства школ обеспечивается типовыми проектами, в общем, отвечающими современным требованиям. Но жизнь не стоит на месте. Поэтому все чаще появляются не совсем обычные по своему облику экспериментальные школы, построенные по индивидуальным проектам. Какие же особенности связаны с этими новыми зданиями? Какие тенденции и поиски отразились в них? Это прежде всего введение прогрессивной кабинетной системы образования, которая была принята у нас. В некоторых школах предусматриваются и дополнительные условия для проведения занятий по отдельным видам спорта.

Школа в подмосковном городке науки Черноголовка содержит в своем составе небольшой учебный корпус, где на каждом этаже по нескольку аудиторий объединены вокруг светлых рекреаций (помещения для пребывания детей во время перемен). На стенах рекреаций художники выполнили цветные панно, на которых запечатлены различные виды стихий, а между ними — важнейшие формулы и константы. Дети, играя, без особого труда запоминают их на всю жизнь. Кроме учебного корпуса, спортивного и актового зала и столовой, школа имеет еще обширную пристройку, в которой ведутся внеклассные занятия по музыке и изобразительным искусствам. Стройная башенка с небольшим телеокопом придает зданию торжественный, нарядный вид. Возле школы на участке разбит спортивный городок. Архитектурные достоинства школьного комплекса сделали его несомненным центром композиции всего микрорайона.




от: PetrovAlex,  



п»ї




Скрыть комментарии (0)

UP


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновите
Введите код на картинке ( регистр важен)


Похожие темы:








 


« Прорыв - индустриальные методы возведения домов на стройплощадке из крупных элементов Дворцы и Дома пионеров »


¬???? ¬???