Опубликовано: Май 11, 2010

Транспортные сооружения - метро

Метро — это, прежде всего транспортное сооружение для скоростной перевозки пассажиров. В городах-миллионерах подземные скоростные линии становятся необходимыми и экономически эффективными. Инженерная основа метро — подземные тонелли, связывающие производственные, общественные центры и жилые массивы. Для человека тут предназначены дизайнерски решаемые салоны вагонов и эскалаторы, подземные станционные залы и платформы.

1.

Транспортные сооружения - метро СССР


2.
Транспортные сооружения - метро СССР


3.
Транспортные сооружения - метро СССР


4.
Транспортные сооружения - метро СССР


5.
Транспортные сооружения - метро СССР

 

Советские архитекторы решили подземные посадочные платформы метро не как заурядные инженерно-технические транспортные устройства, а как светлые и просторные — вопреки их размещению и утилитарному характеру — дворцы общественного значения.

Такой подход мотивировался тем, что метро обслуживает миллионные массы, для которых должны быть построены новые, функционально обоснованные, светлые, легкие, мажорные дворцы, выражающие новые идеалы масс, предполагающие художественное новаторство их воплощения.

В первых станциях Московского метро зодчие сумели соединить транспортную технологию, демократически понятную общественную функцию с новаторством художественно-образных решений. В послевоенных станциях стали проявляться досадные нотки декоративной перегруженности, затем в 60-х годах мы подчас уклонялись в сторону упрощенно-дизайнерских решений станций метро. После этих проб и ошибок архитекторы опять приходят к выводу: высокий художественно-образный строй станций метро — великая находка, которую надо ценить.

Самую высокую оценку заслуживает станция, построенная в 1935 г., — «Кропоткинская». А в те годы, когда она была создана (архитекторы А. Душкин и Я. Лихтенберг), она называлась «Дворец Советов» и предназначена была служить вестибюлем запроектированного громадного здания. Отсюда и ее светлый пафос демократичности, простоты, легкости. Два ряда стройных расширяющихся кверху колонн с подсвеченными завершениями оригинальной упрощенной формы изящно и уверенно поддерживают как бы парящий потолок станции неглубокого залегания. Парадность станции сочетается с ее строгостью и скромностью (мраморная облицовка полов — дело более поздних лет). Станция и сейчас — одна из самых интересных и оригинальных.

По-иному, хотя также новаторски, решена станция «Площадь Маяковского» (1938 г., архитектор А. Душкин). Ее легкие летящие арки выполнены из нержавеющей стали в сочетании с мрамором. В заглубленных в потолок кессонах размещены мозаики А. Дейнеки (к сожалению, о них не все знают, ибо их можно видеть только высоко подняв голову — парашютистов, летящих с трамплина лыжников и т. п.). Станция очень просторна, и в ней в грозные дни обороны столицы 6 ноября 1941 г. происходило торжественное заседание общественности Москвы...

Станция «Красные ворота» (теперь она переименована в «Лермонтовскую») широким арочным решением подземного входа (архитектор Н. Ладовский) и малыми красными арочками подземного зала (зодчий И. Фомин) создает ненавязчивый ассоциативный с ее изначальным названием строй образа

 

Транспортные сооружения - метро СССР

«Курская-кольцевая» (архитекторы 3. Чернышева и Г. Захаров, 1949 г.) своей классичной торжественной величавостью выражает настроения, характерные для периода Великой Победы и архитектурные вкусы того времени.

Фото: pastvu.com


Еще более величава станция той же поры — «Комсомольская-кольцевая» (архитектор А. Щусев). Однако при всей ее пространственности и высоком уровне архитектурно-художественного мастерства (мозаики художника П. Корина посвящены историческим победам русского оружия), ее свод перегружен декором несколько архаичного и помпезного характера.

Транспортные сооружения - метро СССР

Транспортные сооружения - метро СССР

Совсем по-иному решена проблема пространственности в станции «Ленинские горы», которая расположена внутри наклонного моста через Москву-реку. Она имеет выход и в сторону распластанного в излучине реки стадиона в Лужниках, и в сторону Ленинских гор. Через ее застекленные стены открывается красивый вид на реку и окрестности.

Последние два десятилетия развернулось строительство метро не только в Москве, но и в Ленинграде, Киеве, Харькове, Тбилиси, Баку и Ташкенте, прокладываются линии метро в Риге, Горьком, Минске и Новосибирске.

Ленинградское метро начало свою работу в 50-х годах. На композицию его станций первоначально определенное влияние оказали традиции классицизма (ст. «Технологический институт», архитекторы А. Андреев и А. Соколов, 1952—1955 гг.), затем образ ленинградских станций метро с закрывающимися прямо в подземном зале дверями (синхронно с дверями вагонов) стал строгим и несколько технизированным (ст. «Парк победы», архитектор А. Андреев, 1961 г.). В новейших станциях метро Ленинграда (ст. «Александра Невского», «Лесная», «Политехнический институт») интересен поиск выразительного образа.

Развитие Киевского метро также шло к поиску более насыщенного художественного образа в станциях последних лет. Отметим интересное решение станции «Днепр», на которой поезд метро, вырвавшись из тоннеля, останавливается на открытом метромосту через могучий Днепр.


Плодотворными нам представляются поиски образа станций на нашем «головном» метро столицы СССР. Тут заслуживает внимания попытка решения целой группы станций в едином стиле, — не забудем, что, число станций в Москве достигло ста, и встает вопрос о характерности, узнаваемости не только отдельных станций, но и об единстве художественного строя отдельных линий метро. Такова образность удачно решенной пересадочной, как бы сдвоенной станции «Площадь Ногина», в чем-то ей родственных соседних станций «Тургеневская» и «Колхозная». Очень тонкие ассоциации вызывают самые новейшие станции «Кузнецкий мост» с его чредой зрительно легких, напоминающих пролеты моста, мраморных арок, и «Пушкинская», где не только вмонтированные в стены художественной чеканки доски со стихами Пушкина, но и тонкая прорисовка деталей отражают всенародную любовь к поэту. Заметим, что стремление световыми эффектами добиться зрительного облегчения восприятия подземной архитектуры и даже достичь иллюзии дневного света приводили к интересным решениям ряда станций метро.

Но и в других, наземных сооружениях важна связь интерьера с наружным пространством. В аэровокзалах «Шереметьево» и «Домодедово» в Москве такая связь осуществлена благодаря сплошному остеклению фасадов, обращенных к аванплощади и к летному полю. Авторы аэровокзала «Пулково» в Ленинграде пошли еще дальше: интерьер пронизан светом, сквозь верхние фонари оригинальной конструкции видно небо. Достигнут впечатляющий образ вокзала нового типа.
Думается, что поиски архитектурной образности таких, в основе инженерных сооружений, служащих народным массам, как станции метро, железнодорожные, авто- и авиавокзалы, поучительны. Все эти вокзалы последние десятилетия решаются очень современно, с серьезным освоением достижений НТР.




От: OleLukoe,  1805 кол-во просмотров



-

Скрыть комментарии (0)

UP


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновите
Введите код на картинке ( регистр важен)


Похожие темы:





Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова



 галерея форума здания.ру - топ просмотров:  реализованные проекты коттеджей с бассейном фото

 

реализованные проекты коттеджей с бассейном фото

 


« Ансамбли промышленной архитектуры СССР Архитектура советских государственных учреждений »


¬???? ¬???