АРХИТЕКТУРНОЕ РЕШЕНИЕ ГОСТИНИЦ И ИХ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ В ЗАСТРОЙКЕ Архитектурное решение современных гостиниц очень многообразно. Нередко гостиницам отводится роль архитектурных акцентов в застройке крупного отрезка магистрали, района, иногда целого города. В основном это многоэтажные здания, например, 17-этажная гостиница «Узбекистан» - один из градостроительных акцентов восточной части Ташкента. 23-этаж-ная гостиница, строящаяся в г. Тольятти в месте выхода широкой восточной магистрали нового города к берегу Куйбышевского водохранилища, играет существенную роль в формировании архитектурно-пространственной композиции и силуэта города, отмечая его начало со стороны водохранилища, 23-этажное здание гостиницы «Венец» в Ульяновске (рис. 72) -- высотный акцент Ленинского мемориального комплекса - одного из крупнейших, новых архитектурных ансамблей нашей страны, созданного на родине В. И. Ленина. Расположенная напротив статичного мемориала многоэтажная гостиница играет важную градостроительную роль не только в самом ансамбле, но и во всем городе, так как мемориальный комплекс прекрасно обозревается с различных его точек, а также с просторов Волги.
Рис. 72. Гостиница «Венец» на 1008 мест в Ульяновске (ЛенЗНИИЭП; архитекторы Б. Баныкин, Л. Орлова, К. Осипова, Г. Стихии; инженеры А. Дрогичинский, М. Смолич, Б. Белов). Общий вид я план типового этажа высотной части.
1 - номер на одного чел.; 2 - номер на два чел.; 3 - номер на три человека; 4 - номер* люкс; 5 - помещения дежурного персонала обслуживающего номера; 6 - бельепровод; 7 -* мусоропровод; S - лифтовой холл.
Рис. 73. Гостиница «Москва» на 1468 мест в Ленинграде (Ленниипроскт; архитекторы Д. Гольдгор, В. Щербин, Л. Варшавская; инж. Е. Голубев). Вид гостиницы с набережной Невы.
В ряде случаев учет градостроительных требований приводит к ограничению этажности гостиниц и существенно влияет на их объемно-пространственную композицию. Так, размещение гостиницы «Москва» в Ленинграде вблизи памятника архитектуры XVIII в. Александро-Невской лавры обусловило ограниченную этажность здания (семь этажей), его спокойный протяженный силуэт, который контрастирует, а не спорит со сложными завершениями соборов и церквей лавры (рис. 73).
Хороший пример подчинения объемно - пространственной композиции и архитектурного решения сооружения интересам исторически сложившегося ансамбля - главный туристический комплекс в Суздали (см. рис. 5). Все сооружения этого комплекса - гостиница с рестораном, киноконцертным залом, бассеином и Мотель - живописно расположены на северо-западной окраине города в излучине р. Каменки. Двухэтажные распластанные сооружения комплекса, скрытые высоким берегом реки, в основном не воспринимаются со стороны города и не нарушают единства архитектурного ансамбля, складывавшегося веками. Вместе с тем со стороны комплекса хорошо видны колокольни н церкви старого Суздаля, создающие постоянную визуальную связь города с туристским комплексом. Это единство старого и нового подчеркивается также пластичным характером объемно-пространственной композиции комплекса, раскрытой в сторону Суздаля, его органической связью с окружающей природой и ландшафтом, традиционными русскими материалами, использованными при строительстве зданий, а также образным соответствием архитектуры новых сооружений характеру архитектуры исторической части города и приемственностью традиций суздальской архитектуры в нашей современности.
Одним из вопросов, который приходится решать при проектировании гостиниц, является правильное использование окружающего пейзажа и рельефа местности. Примерами удачного использования рельефа могут служить гостиницы «Кавказ» в Кисловодске, «Кавальери» в Риме и др. Большое внимание этому вопросу уделяют японцы, которые иногда используют пейзаж и рельеф даже как составную часть интерьера, умело вводя его внутрь здания.
Своеобразно использован рельеф в восьмиэтажном отеле «Монте-Тауро» в Таормино (Сицилия) (рис. 74). Здание отеля, которое уступами спускается к морю, как бы «приклеено» к отвесной скале. Уступы балконов, цветочницы, лестницы и переходы, смещенные по горизонтали и вертикали, повторяют рельеф склона. Вход в отель организован с верхнего уровня, где проходит подъездная дорога. Под этим уровнем размещены ресторан с пищеблоком, бар, салон для отдыха, еще ниже - жилые этажи с номерами, обращенными к морю, и общими галереями со стороны горного склона. Все номера имеют террасы; на нижних этажах здания находятся технические помещения. Рис. 74. Отель «Монте-Тауро» в Таормино, Сицилия (архит. А. Гатти). Общий вид с моря, план одного из жилых этажей, поперечный разрез.
1 - вход в отель; 2 - номер; 3 - проход к лифтам; 4 - общие галереи; 5 - бассейн. Объемно-пространственное решение современных гостиниц многообразно. Нередко жилая часть здания решается в форме пластины, параллелепипеда или компактного «башенного» объема. Мировая практика последнего времени дает нам много различных примеров обогащения средств архитектурной выразительности зданий гостиниц. Усложнение формы плана жилой части позволяет обогатить крупную пластику объемов сооружения. Это способствует также приданию своеобразного облика зданию гостиницы и выделению его из окружающей застройки. Примерами могут служить гостиницы «Спорт» на Ленинском просп. и «Молодежная» на Дмитровском шоссе в Москве, «Интерконтиненталь-Букурешт» в Румынии, отель «Шератон» на Монпарнасе в Париже и многие другие. В ряде случаев усложняется силуэт здания, что также способствует индивидуализации облика гостиницы, облегчает ее «узнаваемость» с больших расстояний (рис. 75). В одних случаях усложнение силуэта достигается всякого рода надстройками (гостиница «Москва» в Ленинграде, «Камелия» в Сочи, «Нью-Отани» в Токио) (рис. 76); в других - своеобразным покрытием здания («Беверли-Том», Япония, рис. 77); в третьих - различной формой и габаритами планов этажей (гостиница «Якорь» в составе комплекса речного вокзала в Ростове-на-Дону, «Пасифик- отель», Япония), а также иными приемами. Рис. 75. Отель «Де-Ла-Пе» в Того (архит. Шепе). Общий вид, генплан. Рис. 76. Гостиница «Камелия» на 406 мест в Сочи (ЦНИИЭП курортно-туристских зданий и комплексов; архитекторы О. Горячев, И. Михайловский; инж. Р. Плешков). Общий вид.
Усложненный силует за счет сокращения протяженности жилых этажей гостиницы по мере увеличения высоты сооружения имеют здания «каскадного» типа. Примерами могут служить 24-этажная гостиница в гостиничном комплексе близ пос. Дагомыс (Бол. Сочи), «Хайэтт-Редженси» в Кембридже (Великобритания, рис. 78), гостиничные группы «Албены» (НРБ) и др. «Каскадные» типы зданий гостиниц чаще строят в курортных местностях, где плоские выступы крыш нижележащих этажей, которые образуются за счет уступчатой формы здания, могут быть целесообразно использованы для организации открытых, иногда озелененных террас, соляриев и т. д. Нередко каскадные композиции применяют при размещении зданий гостиниц поперек рельефа («Велико-Тырново», Золотые пески, НРБ, рис. 79). Своеобразное силуэтное решение зданий за счет изменения протяженности жилых этажей получено в гостинице «Панора-ма» в Высоких Татрах (ЧССР) и в 11-этажном отеле «Дю-Лак» (Тунис) (рис. 80). В отеле «Дю-Лак» по мере увеличения высо-ты здания протяженность жилых этажей возрастает, в резуль-тате чего с его торцов каждый последующий этаж нависает над нижележащим. Благодаря необычной форме сооружения при ограниченной площади застройки, которая была обусловлена размером участка, и регламентированной по градостроительным соображениям высоте здания оказалось возможным увеличить вместимость гостиницы, расположив часть ее над улицей. Рис. 77. Гостиница «Беверли-Том» на 80 номеров, о. Хокайдо, Япония (архит. М. Такояма). Общий вид и план типового этажа.
1 - номер; 2- санузел номера; 3 общий коридор; 4 - помещения обслуживающего персонала; 5 - лифты.
Рис. 78. «Хайэтт-Редженси» на 500 номеров в Кембридже, Великобритания (Г. Гунд Асошиэйтс). Вид отеля с реки, план третьего этажа и интерьер крытого 14-этажного атриума.
1 - номер; 2 -бар; 3 - крытый атриум; 4 - лифты; 5 -ресторан. Рис. 79. Гостиница «Велико-Тырново» на Золотых песках в НРБ. Общий вид. Рис. 80. Отель «Дю-Лак» на 416 мест в Тунисе (архит. Р. Континджиани). Общий вид и план 11-го этажа.
1-4 - номера разных типов; 5-помещения обслуживающего персонала; 6 - лестнично-лифтовой холл.
В гостинице «Панорама» в Высоких Татрах (ЧССР) по мере увеличения высоты здания изменяются не только размеры и конфигурация планов, но и планировочная структура жилых этажей (коридорная - в нижних, галерейная - в верхних). Габариты жилых этажей, сокращаясь по протяженности здания, одновременно увеличиваются по глубине корпуса, в результате чего достигнуто своеобразное объемно-пространственное и силуэтное решение (рис. 81).] Рис. 81. Гостиница «Панорамма» на 160 мест в Высоких Татрах ЧССР (архитект. Ржихак). Общий вид и планы 2 - 7 и II - го этажей.
1 - номер на одного чел.; 2 - номер на два чел.; 3 - холл дежурного персонала; 4 - общие коридор и галлерея.
Различные силуэтные решения обеспечивает также применение скатных кровель при расположении скатов вдоль продольной оси корпуса - «Счастливица» и «Простор» (рис. 82) на горе Витоше близ Софии (НРБ), «Панорама» в Оберхофе (ГДР), «Сноу-Кинг-Инн» (США) и др. В основном такие кровли применяют в гостиницах малой вместимости (типовые проекты 284-5-30 и 284-5-31 гостиниц на 28 и 52 места), а также в гостиницах, расположенных в горной местности тесно связана с ее планировочным решением и мелкоячеистым масштабом внутренней планировочной структуры жилой части, которая создает на фасадах здания мелкую, однотипную сетку окон, делающую эти фасады мелкомасштабными. Вместе с тем современные города с их широкими магистралями, большими просторами площадей и крупными жилыми комплексами требуют укрупнения масштаба зданий, особенно зданий, играющие акцентную роль в застройке. Задача укрупнения масштаба здания гостиницы не может быть решена только путем увеличения его протяженности или высоты. В одних случаях укрупнение масштаба достигается лаконичным решением высотной части сооружения с ровной гладью стен, иногда сплошной сеткой окон, воспринимаемой с больших расстояний как единое целое (32-этажный отель «Нико» в Париже, «Интернационал» на Золотых песках (НРБ) (рис. 83). В других - укрупнение масштаба создается путем усложнения формы плана сооружения, приводящей к крупной пластике отдельных его частей, которые и определяют масштаб всего сооружения («Молодежная» в Москве, «Ренессанс-центр» в Детройте, США и др.). Такие приемы более целесообразны в многоэтажных зданиях гостиниц, обозреваемых с больших расстояний, когда крупные пластичные элементы сооружения хорошо воспринимаются и играют наиболее активную роль. В ряде случаев укрупнение масштаба здания гостиниц достигается контрастным противопоставлением обобщенно решенной стены высотной части здания и низкого, более детально проработанного объема помещений общественного назначения. Примерами гостиниц по разному использующими этот прием могут служить: Рис. 82. Гостиница «Простор» на горе Витоша близ Софии, НРБ и др.
Укрупнение масштаба здания гостиницы может быть также достигнуто изменением масштабности отдельных деталей фасада, например формой и характером обрамления оконных проемов (гостиница «Москва» в Ленинграде, «Мияко отель» в Токио и др.) или зрительным объединением двух и более оконных проемов, укрупняющим таким путем композиционную сетку фасада.
Для укрупнения масштаба зданий гостиниц и обогащения пластики их фасадов, особенно в южных районах, часто используют лоджии и балконы, более крупная сетка, которых как бы накладывается на фасадную плоскость здания. В зависимости от характера летних помещений и приемов их размещения они могут членить фасадную плоскость в определенном ритме, создавать «сотовую» или «ленточную» структуру фасада. При этом «сотовая» структура фасадов с тонкими разделительными стенками между летними помещениями смежных номеров в сочетании с богатой светотенью создает ощущение легкости стены здания. В композиции фасадов иногда используют ритмичное расположение различно решенных ограждений летних помещений, создающих укрупненный метр членения фасадов здания. В ряде случаев смещение по вертикали и разнообразие форм балконов способствуют приданию своеобразного индивидуального облика сооружению (рис. 84). Рис. 83. Примеры архитектурного решения фасадов гостиниц.
а - «Иверия» в Тбилиси - фрагмент; б - гостиница в комплексе «Аврора», Румыния; в - «Интернационал» на Золотых песках, НРБ; г - гостиница в комплексе « Венус», Румыния; д - отель «Стейшен», Эфория Норд Румыния; е - «Унирея», Эфория Норд, Румыния (см. с. 162-164).
Рис. 84. Гостиница «Интурист» в Волгограде, проект (ЦНИИЭП жилища; архитекторы Ю. Арндт, А. Суворова; инженеры Б. Антонов, И. Кинцис, И. Мищенко. Фасад и план типового этажа.
1 - номер на одного чел.; 2 - номер на два чел.; 3 - сервировочная; 4 - кладовая для грязного белья; 5 - кладовая для чистого белья; 6 - комната горничных; 7 - комната чистки и глажения одежды; 8 - подсобное помещение; 9 - кладовая уборочного инвентаря; 10 - лестнично - лифтовой холл.
В южных районах в архитектурном решении фасадов часто используют стационарную солнцезащиту, например композиция главного южного фасада гостиницы «Турист» в Баку основана на солнцезащитных ограждениях лоджий, выполненных в виде ажурных железобетонных панелей, расположенных в шахматном порядке (рис. 85). Рис. 85. Гостиница «Турист» на 342 места в Баку (Бакгипрогор; архитекторы Э. Мельхиседеков. В. Шульгин; инженеры К. Керимов, Г. Шамилов. Б. Мякинков). Общий вид и фрагмент фасада.
Интересный прием использования солнцезащитных ограждений летних помещений и общих поэтажных галерей для разнообразия архитектурного облика фасадов гостиниц и укрупнения их масштаба дают нам гостиничные группы «Албены», выполненные в основном в крупнопанельных конструкциях (НРБ) (рис. 86). Рис. 86. Примеры ограждений летних помещений и общих галерей в гостиницах комплекса «Албена» (НРБ) (см. стр. 167-169) В решении фасадов зданий гостиниц иногда используют также элементы национальной архитектуры, выполненные в современной форме и материалах. Например, в гостинице «Узбекистан» в Ташкенте на главном западном фасаде здания стационарная солнцезащита решена в виде сплошной ажурной железобетонной решетки, в рисунке которой использованы национальные мотивы в современной трактовке, придающие всему сооружению своеобразный архитектурный облик (рис. 87). Рис. 87. Гостиница «Узбекистан» на 930 мест в Ташкенте (ТашЗНИИЭП; архитекторы И. Мерпорт, Л. Ершова, В. Рашупкин; инженеры Л. Горлицкий, В. Старосельцев, В. Бурдман). Общий вид, фрагмент фасада и план типового этажа.
1 - номер на одного чел.; 2 - номер на два чел.; 3 - номер-люкс; 4 - буфет; 5 - помещение персонала, обслуживающего номера; 6 - лестнично-лифтовой холл; 7 - комната чистки и глажения одежды. При решении фасадов гостиниц серьезное внимание должно обращаться на соразмерность частей и целого, а также на их масштабность - зрительную соразмерность человеку. В облицовке фасадов гостиниц широко применяют долговечные материалы - естественный камень, декоративный бетон, стеклянные и керамические плитки, алюминий и т. д. Например, для облицовки фасадов гостиницы «Киев» в Киеве использован альминский камень светлых тонов; гостиницы «Интурист» в Ростове-на-Дону - бетон и алюминий. Путем сочетания в этой гостинице светлых бетонных поверхностей торцов здания и горизонталей балконов второго и третьего этажей с облицовкой продольных фасадов высотной части штампованными алюминиевыми листами, аннодированными под светлую бронзу, достигнут определенный художественный эффект. Алюминий использован также для облицовки фасадов новой гостиницы «Прибалтийская», построенной в Ленинграде на Приморской набережной Васильевского острова. Включение в решение фасадов скульптуры, элементов декоративно - прикладного искусства усиливает художественные средства архитектуры и в совокупности используется также для создания единого, художественного образа гостиницы. ЗАКЛЮЧЕНИЕГостиничное строительство в СССР неуклонно развивается и совершенствуется. Все шире внедряются индустриальные и сборные конструкции, а продолжающийся рост технического прогресса оказывает влияние на типы конструктивных и объемно - планировочных решений зданий, методы их возведения, расширяет возможности проектировщиков по реализации новаторских предложений формирования гостиниц. С увеличением числа гостиниц и объемов их строительства будет продолжаться дифференциация гостиниц по назначению. Получит развитие строительство курортных гостиниц и гостиниц для семейных (с детьми), специальных гостиниц для проведения конференций и совещаний, гостиничных учреждений, обслуживающих туристов, путешествующих по воде на лодках, байдарках и пр. Дальнейшая дифференциация гостиниц по назначению будет способствовать наиболее полному удовлетворению многообразных нужд и запросов граждан, созданию гостиниц, максимально удобных для проживания и наряду с этим достаточно экономичных. Неуклонное улучшение жилищных условий трудящихся нашей страны, проводимое партией и правительством, сопровождается постоянным повышением качественного уровня и комфортабельности гостиниц - одного из видов жилища временного пользования. В свою очередь это требует особого внимания к вопросам экономичности проектных решений гостиниц и их рентабельности в эксплуатации. Можно полагать, что повышение качества гостиниц и комфорта проживания в них пойдет в основном по пути дальнейшего совершенствования их технической оснащенности, улучшения инженерного и санитарно-технического оборудования, увеличения вариабельности и трансформации помещений различного назначения, расширения объема предоставляемых удобств и сферы обслуживания; не исключено также некоторое увеличение размеров номеров. В более широком аспекте в понятие комфорта входят также архитектурно - пространственное решение здания гостиницы, его объем, высота помещений, месторасположение, связь с окружающей городской средой, природой, ландшафтом и т. д. Поэтому проектирование и строительство гостиниц в нашей стране должно вестись с учетом всех требований сегодняшнего дня и поисков новых типов и форм для будущего.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ- Ольхова А. П. Гостиницы. - М.: Стройиздат, 1983.
- Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981.
- Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976.
- СНиП 11-79-78 «Гостиницы». М., 1978.
- СНиП И-Л.8-71 «Предприятия общественного питания. Нормы проекти-рования». М., 1972.
- СНиП 11-60-75 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов». М., 1976.
- Арндт Ю. В. Номера современных гостиниц. М., 1967.
- Бюллетень туристской информации. М., 1971-1979 гг.
- Глинский С. Л., Былинкина Р. П., Буйнова Б. П., Гладкова Н. Б., Воскре-сенская Т. В. Туристские и курортные гостиницы. М., 1976.
- Гостиничное хозяйство (пер. с польск.). М., 1965.
- Духовный В. И. Мотели и кемпинги. М., 1975.
- Жуков Г. С. Эксплуатация гостиниц. М., 1967.
- Колчанова Г. И. Интерьеры современных гостиниц. М., 1971.
- Либерман Е. М. Организация культурно-бытового обслуживания в круп-ных комплексах отдыха. М., 1976.
- Купцов П. А., Семенов В. С. Практическое пособие для работников гостиниц. М., 1971.
- Лэзэреску Ч. Постройка отелей. М., 1976.
- Манчурова Н. Д. Меблировка и эстетическое оформление гостиниц. Киев, 1973.
- Нейферт Э. Строительное проектирование. Справочное пособие для архитекторов, инженеров, техников-строителей. М., 1965.
- Нормали планировочных элементов жилых и общественных зданий. Вып. НП 1.2-78 «Гостиницы. Помещения жилых корпусов». М., 1971.
- Ольхова А. П. Проектирование гостиниц в СССР. М., 1973.
- Ольхова А. П. Проектирование гостиниц. М., 1976.
- Ольхова А. П., Любимова М. С., Лазарева Н. Н. Рекомендации по архи-тектурно-планировочному решению номеров. М., 1977.
- Народное хозяйство СССР 1922-1972 гг. М., 1972.
- Яворская М. Э., Михеева Т. В., Зайцев А. А., Евзекова М. И. Интерьер
- туристских учреждений круглогодичного использования. М., 1975.
- Ясный Г. В. Спортивные бассейны. М., 1975.
- Weisskamph «Hotels-international». Stuttgat, 1968.
- Wenzel К. «Hotellauten». Berlin, 1965.
от: PetrovAlex,  

Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|